Вы замечали, как разные люди по-разному оценивают успехи и не удачи? Сравните на примере учебной деятельности.
Ситуация успеха.
1 вариант: «Я весь семестр готовилась к каждому занятию – и вот заслуженное «отлично» на экзамене».
2 вариант: «Очень повезло, легкий билет вытянула».
Ситуация не удачи.
1 вариант: «Надо было брать доклады дополнительно к семинарам и учить садиться сразу после зачетов, а не за два дня».
2 вариант: «Не повезло, вызвали после лучшего студента курса отвечать. Конечно, на его фоне все нормальные ответы кажутся слабыми».
Видите разницу в ответах? На ком лежит ответственность за успехи/неудачи? На мне или на внешних обстоятельствах и других людях.
Личностное свойство успехи и неудачи приписывать внешним событиям или внутренним факторам обозначается понятием локуса контроля. Его ввел в науку социальный психолог Д. Роттер. Тест уровень субъективного контроля Роттера выявляет локус контроля:
Анализ уровня субъективного контроля имеет важнейшее значение в психологии деятельности.
Когда в своих бедах человек винит одного себя - это может быть здоровой самокритичностью, необходимой для личностного развития, возможностью со стороны посмотреть на себя и исправить ошибки. Важно, чтобы это не стало самоедством, самобичеванием, разрушающим личность.
Обвинение в своих бедах всех и вся сопровождается агрессией, направленной на окружающих. В результате человек еще сильнее хочет получить не полученное, но при этом его действия могут начать носить не рациональный, импульсивный характер.
Когда ситуацию успеха человек связывает с внешними обстоятельствами, то не наслаждается ей так сильно, как в ситуации достижения результата своими силами.
Регулярная ситуация успеха также таит опасности. Человек очень быстро привыкает к роли преуспевающего. Это может привести к завышенной самооценке, пренебрежению к окружающим, самоуспокоенности и не желании действовать больше и лучше.
На сайте Таланты и работа Вы можете пройти онлайн тест Уровень субъективного контроля, выявить и проанализировать присущий Вам локус контроля.