Упражнения на командообразование

Командообразующие мероприятия

Тренинги на командообразование для сотрудников очень популярны, так как командообразование – всегда актуальная HR-задача. Отделы расширяются, приходят новички, существует текучесть.

Традиционно командообразование ассоциируется с верёвочными курсами. На самом деле элементы командообразования, как правило, присутствуют на утренних планерках, корпоративных мероприятиях, обучениях.


Значимость командообразования высока, поскольку:

  1. Действует принцип синергии, когда эффективность каждого участника команды возрастает: 2+2=5 и больше.
  2. Сплочение сотрудников позволяет увеличить результативность проектной деятельности.
  3. Работа в команде – элемент нематериальной мотивации персонала, увеличивающий удовлетворенность работой.


Тренинг на командообразование в офисе может содержать следующие блоки.
Вводная часть
•    Представление тренера и программы
•    Введение правил
•    Выявление ожиданий участников
Теоретические блоки / мини лекции. Например:
•    Основы командообразования
•    Командные роли
•    Динамика групповых процессов
Психологическое тестирование. Например:
•    Опросник управленческие роли Т. Ю. Базарова
•    Тест «Командные роли» Р. М. Белбина
•    Методики социометрии
Упражнения на командообразование в тренинге. Например:
•    «Общие факты»
•    «Издательство»
•    «Вместе мы сильнее»
•    «Лабиринт»
•    «Попади в цель»
Рефлексия
•    Обратная связь от участников
•    Обратная связь от тренера
•    Подведение итогов, вручение дипломов / сертификатов

ИГРЫ НА КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ В ПОМЕЩЕНИИ

1. ИГРА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ «ОБЩИЕ ФАКТЫ»

Первый вариант.
Организационные моменты. Необходимы чистые листки для записей.
Инструкция участникам. Разбейтесь на пары. В течение 7 минут запишите десять фактов, которые Вас объединяют. После того как упражнение будет выполнено в парах необходимо объединиться в четвёрки и найти десять объединяющих фактов для членов команды четвёрки. После этого объединяется вся команда и задача найти десять общих фактов для всей команды.


Второй вариант.
Организационные моменты. В круг расставляются стулья, в количестве на один меньше, чем число участников плюс ведущий.
Инструкция участникам. Сотрудники садятся в круг. Тренер оглашает какой-либо признак. Поменяться местами должны те, у кого этот признак есть. Например, у кого есть собака / опыт работы в продажах больше двух лет / есть личный автомобиль / кому больше 30 лет / стаж работы в компании менее 6 месяцев / кто занимается спортом / ходил на зимний корпоратив / приносит обед на работу с собой. Если названный признак относится и к тренеру – он также садится. Тот, кто не успел занять свободный стул – становится ведущим и следующим называет признак, согласно которому участники должны поменяться местами.


Дебрифинг. Ведущий подчеркивает как много общего у участников тренинга.


2. ИГРА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ «ИЗДАТЕЛЬСТВО»

Организационные моменты. Притчи, истории, методы работы, связанные с деятельностью участников (например, по управлению или продажам). Каждую историю, притчу, описание метода работы разрезать на полоски и положить в отдельный конверт. Разбить участников на подгруппы по 4-8 человек. Каждой группе дать отдельный конверт.
Инструкция участникам. Ваша команда – это семья, унаследовавшая от богатого родственника издательство, специализирующееся на бизнес-литературе по продажам / управлению / маркетингу / другой вариант. Проблема в том, что текст статьи перепутан, а через 15 минут (время устанавливаем в зависимости от объема текста) её нужно запустить в печать. Ваша задача как можно скорее привести текст в порядок.

Дебрифинг.
•    За счёт чего удалось справиться с задачей?
•    Какие сложности возникли при выполнении задания?
•    Чему научил Вас этот опыт взаимодействия?

3. ИГРА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ «ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЕЕ»


Организационные моменты. Необходимы чистые листки для записей.

Инструкция участникам. За пять минут составьте список своих сильных и слабых сторон как сотрудника. Далее в составе группы подготовьте общий список сильных и слабых сторон всей команды. Если чей-то недостаток компенсируется сильной стороной другого участника, тот этот недостаток вычеркивается. Например, небольшой стаж работы одного участника – компенсируется большим стажем второго. Или сложность переключения с одного дело на другое одного участника компенсируется умением делать несколько дел одновременно второго.

Дебрифинг. Ведущий подчеркивает, что возможности команды всегда большее, чем простая сумма возможностей её участников. Слабые стороны каждого могут быть компенсированы сильными сторонами других участников.


4. ИГРА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ «ЛАБИРИНТ»


Организационные моменты. На полу мелом рисуется лабиринт.

Лабиринт - игра для командообразования


Инструкция участникам. Первому участнику завязываются глаза. Его цель – пройти лабиринт, не заступив за его границы. Группа подсказывает как идти («левее», «прямо», «правее», «вперёд»). Говорить можно по очереди и только одно слово. Если человек заходит за черту или кто-то из участников сказал два слова: попытка сгорает и следующий участник должен начать проходить лабиринт сначала. Цель – пройти лабиринт с наименьшим количеством попыток.

Дебрифинг. После успешного прохождения лабиринта ведущий даёт обратную связь, обращая внимание на следующие моменты:
•    успешная команда проходит лабиринт с 8 раза;
•    анализирует: спрашивает ли команда впечатления того, кто проходил лабиринт с закрытыми глазами. Использует ли эту обратную связь в дальнейшем для инструкции следующему идущему;
•    хвалит ли команда идущего или считает, что пока лабиринт не пройден до конца хвалить не за что (негативный менеджмент);
•    было ли выпадение участников из процесса: два слова вне очереди – особенно когда участник с закрытыми глазами идет хорошо;
•    присутствовали ли переживание и поддержка друг друга или негатив в адрес участника, плохо давшего инструкцию.


5. ИГРА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ «ПОПАДИ В ЦЕЛЬ»
Еще один пример игры на командообразование для сотрудников в помещении «Попади в цель».

Организационные моменты. На пол ставится маленькое детское ведёрко. От ведёрка мелом чертятся 3 линии на расстоянии около 25 см друг от друга.

Попади в цель - игра для командообразования


На доске / флипчарте рисуется матрица:

№ игрока123456сумма
1       
2       
3       
4       
5       
6       
7       
       
       
n       

Инструкция участникам. Ваша цель – попасть мячиком в ведёрко. Для этого Вы можете встать на любую, понравившуюся Вам линию. Если попадёте с первой линии – 1 балл, со второй линии – 2 балла, с третьей линии – 3 балла. На каждого человека – 6 попыток. Баллы зачисляются, если мяч остался в ведре (если попал и выкатился – не считается). Один участник кидает – следующий – поднимает мячи. Нельзя заступать за линию и двигать ведро. Цель игры: достичь максимального общего балла.


Дебрифинг. После окончания игры ведущий даёт обратную связь, обращая внимание на следующие моменты:

  • если были участники, которые кидали только с первой / только со второй полосы задать им вопрос, как на их взгляд можно было попасть с третьей полосы.
  • Несколько раз мячик попадал в ведро и оно опрокидывалось. Но ни кто не попросил участника, помогавшего собрать мячики, оставить его в ведре для следующей попытки, чтобы придать ведру устойчивости.
  • Определение типа мотивации участников: ориентация на задачу, ориентация на власть, ориентация на отношения с другими людьми (высказывания «а можно я…», «а ничего, если я…»).
  • Если один из участников придумал хороший способ попадания в цель: стали ли применять данный метод следующие участники?
  • Обсуждение темы мотивации лучших участников. Если лучший результат X баллов из 18 возможных, как руководителю нужно давать обратную связь, чтобы мотивация приложить все силы для достижения максимального результата не упала и сотрудник не решил, остановиться на достигнутом. Ведь многим достаточно быть первыми, а не достигнуть максимально возможного результата.
  • Была ли у кого-то из участников установка «мне не попасть». Работала ли команда с этим ограничивающим убеждением участника?
  • Обратить внимание участников, что возможно было достижения максимального показателя 18 баллов, умноженные на n участников. Например, держаться за стену или ногами стоять на черте, но попросить других участников поддержать при максимальном наклоне вперёд (ведь в инструкции было сказано только одно ограничение: не заступать за линию).
  • Каждый руководитель ждёт от каждого своего сотрудника максимальный результат (18 баллов), то в лучшем индивидуальном результате Вы были эффективны на X% так как лучший результат: X баллов. А командный балл равен – X, то есть это X% от возможных X баллов.

Успехов Вам и Вашей команде!

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендации

Актуальное