Smart принципы в постановке цели

Четкая формулировка цели — ключ к успеху и достижениям. Когда нет детального представления желаемого результата – действия хаотичны. Вы беретесь за одно дело, потом за другое, потом за третье. Тратите время, силы, деньги. Но, остаетесь не довольны результатом. Отсутствие конкретики в мечтах об успехе, финансовом благополучии, привлекательности – это нулевое продвижение к цели и постоянная не удовлетворенность собой. А нечетко поставленные цели ведут к не выполнению задач и заданных показателей к установленным срокам. Задачи, которые Вы ставите себе и задачи, устанавливаемые перед подчиненными, должны соответствовать принципам SMART.

Принципы SMART


СМАРТ – стандарт постановки целей, формулирующий принципы их эффективной формулировки.
Smart расшифровка аббревиатуры – конкретная, измеримая, достижимая, направленная на результат, ограниченная во времени.

Согласно SMART-принципам задача должна быть:

1. Specific – конкретной.
Только четкая и однозначная формулировка, не допускающая лазейки сказать при не достижении, что имелось ввиду несколько иное. Неконкретная цель содержит обтекаемые формулировки: приемлемый, оптимальный, достойный, стабильный, реальный, качественный.
Пример не конкретной цели: улучшить отчетность.
Пример конкретной цели: разработать и утвердить у руководителя форму и сроки сдачи отчетности по исполнению бюджета.

2. Measurable – измеримой.
Важно регулярно мониторить продвижение к желаемому. Для этого нужны количественные и качественные показатели оценки, поддающиеся точному измерению. Если нет метрик, не возможно понять достигнута ли цель и в какой степени. Для измеримости необходимо оперировать цифрами.
Пример не измеримой цели: улучшить качество обслуживания клиентов.
Пример измеримой цели: пройти оценку тайным покупателем на 90-100%.

3. Achievable – достижимой.
Цель должна быть сложной и одновременно посильной. От сверх сложных целей человек быстро отказывается. Поэтому столько попыток стать богатым, стройным, свободно владеющим английским закончились неудачно. Поэтому при сложной цели, требующей времени на ее достижение, ее необходимо разбивать на задачи. Галочки за выполнение в списке хорошо мотивируют и позволяют не выпускать из виду конечную цель. Например, цель – создать бизнес. Первые задачи определить нишу, составить бизнес-план, привлечь финансирование, найти помещение.
Пример не достижимой цели: стать профессиональным рекрутером за 3 месяца.
Пример достижимой цели: к 31 января ХХ года получить права категории B.

4. Result-oriented – направленной на результат, а не на процесс.
Пример ориентации на процесс: искать новых клиентов.
Пример ориентации на результат: найти к 25 апреля и заключить договора с 3 новыми клиентами.

5. Time-limited – иметь временные ограничения.
Задачи формулируются на определенный период. По истечению отведенного времени оценивается процент их выполнения и определяются цели на предстоящий период, определяются контрольные точки с датами и сроками для каждой новой задачи. При определении сроков учитывайте время на исправление возможных ошибок и форс-мажоры.
Пример цели, не ограниченной временными рамками: проинформировать клиентов о новом продукте.

Правильная формулировка: до 20 июня направить коммерческое предложение и позвонить 100 клиентам из базы данных для информирования о новом продукте XXX.
Принцип smart в постановке целей придает четкое направление деятельности и мотивирует к решительным действиям.

Принципы SMART

SMARTER

Принципы постановки цели smarter дополняют традиционные принципы SMART.
Smarter расшифровка аббревиатуры – конкретная, измеримая, достижимая, направленная на результат, ограниченная во времени, оцениваемая, гибкая.

6. Evaluated – оцениваемой.
Каждому этапу в достижении цели необходимо дать оценку. Хотите чтобы месячный план продаж был выполнен? Еженедельно оценивайте прогресс в достижении к этой цели по заранее прописанным критериям.

7. Reviewed – гибкой.
Изменилась ситуация – скорректируйте цель.

Цель должна быть выражена позитивно.
Негативная цель ослабляет мотивацию и программируют на неудачу. Позитивная – вдохновляет верой в успех.

  • Пример негативной формулировки: по итогам июля не быть самым слабым филиалом по результатам розничных продаж.
  • Правильная формулировка: по итогам июля войти в пятерку лидеров среди филиалов компании по результатам розничных продаж.

Управляйте талантливо!

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендации

Актуальное