Организационные патологии в организации

Оргпатологии


Оргпатологии являются причинами не достижения компанией поставленных целей.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПАТОЛОГИИ

1. Патологии в строении компании.

  • 1.1. Господство структуры над функцией.
    • В процессе развития организации появляются новые департаменты и открываются новые филиалы. Оргструктура становится все более сложной, а согласование действий внутри компании все сложнее.
    • Например, межрегиональная фирма активно открывает новые филиалы. Задача отделов управляющей компании куда обычно входят: отдел персонала, экономический отдел, бухгалтерия, отдел маркетинга и рекламы, юридический отдел, АХО – выстроить бизнес-процессы в зоне своей ответственности и затем контролировать их.
    • Пример оргпатологии: когда система отчетности сверхсложная и сотрудники на местах отчеты пишут дольше по времени, чем работают.
  • 1.2. Автаркия подразделений.
    • Это сосредоточенность департаментов, отделов, служб на собственных задачах, в отрыве от целей компании в целом, это перекладывание ответственности и вины за отсутствие результата друг на друга.
    • Например, руководитель отдела продаж не может выстроить у себя в отделе бизнес-процесс. Текучесть кадров среди менеджеров по продажам превышает 100% в год. Отдел персонала с помощью выходного интервью с кандидатами и интервьюирования сотрудников выделяет проблемы отдела, ставит задачи руководителю отдела продаж по организации процесса продаж, по адаптации новичков, а на общем совещании руководитель отдела продаж заявляет, что такая ситуация возникла потому что отдел персонала на открытые вакансии представляет «не тех кандидатов».
  • 1.3. Несовместимость личности с функцией.
    • Данная патология возникает когда на должность принят не подходящий для нее сотрудник.
    • Например, прекрасно зарекомендовавшего себя технического специалиста (интроверта, не имеющего навыков управления и ведения переговоров и мотивации занимать руководящую должность!) не смотря на его сопротивления переводят на должность руководителя. И трех месяцев не проходит, как он пишет заявление по собственному.
  • 1.4. Бюрократия.
    • С помощью должностных инструкций, положений, стандартов, технологий необходимо максимально прописать правильное поведение сотрудника в разных ситуациях. Однако, устаревшие, не работающие, не позволяющие достигать цели правила и процедуры – это патология.
    • Например, в компании существует традиционное пятничное многочасовое совещание. Его итоги – это решения: «принять меры», «проанализировать», «разработать предложения». Но по факту дело остается на мертвой точке, проблемы не решаются, планы не выполняются, поскольку имеет место подмена реальных действий перечнем идей по изменению ситуации.


2. Патологии в организационных отношениях.

Примеры проблем компании:

  • 2.1. Конфликт. Патологией является конфликт, который переходит с предмета конфликта на личности, уводит в сторону от решения задачи.
  • 2.2. Неуправляемость. Это потеря контроля над процессами и персоналом. Чаще всего происходит при росте компании, который обязательно должен сопровождаться ее развитием: выстраиванием эффективной структуры компании, процессов управления, бизнес-процессов, создания эффективной системы оплаты труда.
  • 2.3. Бессубъектность. Все сотрудники правильной компании: от директора до технички ориентированы на клиента. Патологией является отстранение от проблем и перекладывание ответственности: «это меня не касается», «это виноваты коллеги / руководитель / президент», «а я тут при чем?» и т.д.
  • 2.4. Преобладание личных отношений над служебными. Возникает когда в компании работают родственники, друзья, или когда руководитель заводит себе «любимчиков».
  • 2.5. Рассеивание целей. Данная патология возникает при нарушении цепочки: цели организации – цели руководителя – цели исполнителя.
  • Пример: менеджеры по продажам, выявляя спрос на непрофильную продукцию, регулярно просят руководителя разрешить её закупку и поставку, чтобы иметь возможность больше заработать. Компания же при этом теряет свой сектор рынка.
  • 2.6. Клика. Это использование ресурсов компании в личных интересах.
  • Например, сотрудник отдела продаж получает в компании оклад, использует клиентскую базу, оплаченную сотовую связь и служебный автомобиль, чтобы параллельно продавать товары конкурирующей фирмы.


3. Патологии управленческих решений.

Управленческие проблемы организации это:

  • 3.1. Маятниковые решения.
    • Например, забрать у руководителей функцию первичного отбора персонала – затем передать первичный отбор на места – затем вновь сконцентрировать эту функцию в отделе управления персоналом и во всех случаях выстроить эффективную систему не получается.
  • 3.2. Дублирование организационного порядка.
    • Данная патология заключается в том, что существует большое число документов, с дублирующимся содержанием. Например, положения Политики делового поведения и взаимодействия сотрудников дублируется в Должностных инструкциях, Стандарте обслуживания, Технологии продаж, еще и в отдельных распоряжениях.
  • 3.3. Игнорирование организационного порядка.
    • Возникает, когда решения готовятся на «чистом листе» без учета ранее утвержденных. Или в ситуациях, когда топ-менеджер начинает заниматься вопросами, которые должны решаться младшим управленческим персоналом.
  • 3.4. Разрыв между решениями и реализацией.
    • Когда мозговой штурм проведен, идеи сгенерированы, выбраны решения, которые необходимо внедрять, но до реализации дело так и не дошло.
  • 3.5. Стагнация.
    • Процесс инволюции плавный, растянутый во времени, может совпадать с положительной динамикой продаж. Но при этом темпы роста прибыли начинают замедляться, новых клиентов становится все меньше. И на определенном этапе этот процесс становится необратимым. Поэтому руководству важно вовремя отслеживать предпосылки стагнации, инвестировать в новые источники роста, работать над дальнейшим построением всех процессов, с учетом оптимизации ресурсов, уделять огромное внимание постановке системы продаж, клиентскому сервису.
  • 3.6. Демотивирующий стиль руководства.
    • Это преобладание кнута над пряником, игнорирование инициатив, не возможность профессионального роста в компании, отсутствие признания достижений.
  • 3.7. Инверсия.
    • Организационная патология, при которой результаты управленческих решений противоположны их замыслам. Когда хотели как лучше, а получилось как всегда.
    • Например, с целью победить конкурента, вместо того, чтобы работать над качеством обслуживания, снизили цены до себестоимости и в итоге разорились сами.

ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПАТОЛОГИЙ

Данный перечень оргпатологий важно обсудить с управленческой командой. Для этого им можно предложить следующий бланк.

Организационные проблемы и патологии


Инструкция.

  1. Выберите 3-4 вида организационных патологий, которые считаете наиболее опасными для организаций вообще, если такие болезни у них обнаружатся. Отметьте таковые галочками с левой стороны листа, напротив каждой из патологий.
  2. Выберите 3-4 вида организационных патологий, которые, на Ваш взгляд, особенно сильно проявляются в Вашей собственной организации. Отметьте таковые галочками с правой стороны листа, напротив каждой из патологий.


После того, как бланки будут заполнены, важно сделать сводный результат и обсудить его.

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендации

Актуальное