Методы стратегического планирования на предприятии

Стратегическое планирование в организации


Рассмотрим самые широко используемые и эффективные методы стратегического планирования на предприятии.

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Уникальных товаров и услуг очень мало. Конкуренция есть практически везде. И чтобы удержать / увеличить свою долю рынка компании пристально следят за конкурентами. Данные мониторинга важны для принятия управленческих решений по дальнейшей стратегии развития бизнеса.


Знание преимуществ конкурента позволяет:

  1. Предложить клиенту наилучшие варианты решения его проблем.
  2. Скорректировать ассортиментную политику под потребности целевых покупателей.
  3. Определить ценовую политику. Прописать и научить сотрудников фронт-офиса обосновывать цену клиенту.
  4. Внедрить лучшие маркетинговые решения для успешного позиционирования себя на рынке.
  5. Скорректировать работу с персоналом: усовершенствовав стандарты обслуживания, контроль исполнения данных стандартов, систему обучения и мотивации.


Этапы конкурентного аудита.

  1. Определение параметров исследования. Например, анализ ассортимента, анализ цен, анализ качества выполнения работ / качества обслуживания.
  2. Определение конкурентов.
  3. Определение исполнителей аудита. Например, мониторинг рынка труда может быть проведен собственным отделом управления персоналом или кадровым агентством. Сравнение цен с конкурентами могут провести сотрудники фронт-офиса или маркетинговое агентство. Для исследования конкурентов силами собственной компании потребуется:
    • выделять из числа собственного персонала специальных сотрудников, которые будут заниматься конкурентным анализом;
    • заниматься их обучением, организацией рабочего времени и выплатой заработной платы за проведение бизнес-разведки;
    • взвесить риск раскрытия (например, розничный конкурент может одновременно являться Вашим оптовым покупателем и портить отношения с ним ни как нельзя).


Анализ конкурентов – не разовая, а регулярная работа, ведь конкуренты не стоят на месте и усовершенствуют свой бизнес.

Конкурентный аудит


Анализ конкурентов пример таблицы

ПараметрыКоэффициент значимости параметраСамооценкаКомпания1Компания2Компания3Компанияn
Интернет-магазин
Индекс качества сайта      
Посещаемость в сутки      
Использование сервиса Яндекс маркет      
Реклама Яндекс Директ      
Количество страниц в Яндексе      
Оптовое направление
Стоимость      
CRM-система      
Отсрочка платежа      
Техническая поддержка      
Скорость доставки продукта под заказ      
Розничное направление
Посещаемость торгового центра      
Бесплатная доставка / дизайн-проект / подгонка по фигуре (в зависимости от специфики бизнеса)      
Гарантия      
Стоимость товара      
Количество товарных позиций, в том числе количество позиций самого продаваемого товара      
Программы лояльности      
Наличие бесплатной рассрочки от магазина      
Обзор заработных плат      
Тайный покупатель конкурентов      
Сервисное обслуживание
Гарантия      
Наличие профилактического обслуживания      
Стоимость работ      
Среднее время ремонта      
Диапазон услуг сервисного центра      

VISION

Это качественный образ желаемого будущего компании. Центральный вопрос стратегического управления: что необходимо изменить в организации, чтобы она смогла его достичь. VISION – новое качественное состояние компании, поэтому ошибками в его построении являются:

  • образ «то же самое, что сейчас, только больше»;
  • образ под копирку: «стать компанией №1»;
  • априори нереалистичные образы, например, «стать торговым центром, в котором есть абсолютно все!».


Движение к желаемому будущему сопровождается развитием компании (прописыванием стандартов, совершенствованием системы контроля, введением системы бюджетирования и управленческого учета, превращением руководителей в эффективную управленческую команду, совершенствованием системы стимулирования). VISION работает на мотивацию персонала, на укрепление отношений с клиентами и поставщиками, увеличивает инвестиционную привлекательность компании.

Методика работы:

  • определение того, где сейчас находится компания;
  • ответ на вопрос: какой мы видим свою компанию через 5-8-10 лет? Конкретный диапазон выбирается визионерами (собственниками / управленческой командой);
  • какие действия необходимо предпринять, чтобы достичь цели?
  • Наличие образа желаемого будущего – мощный мотиватор. В условиях неопределенности будущего VISION позволяет структурировать его, наполняя смыслом жизнь человека, компании, общества:
  • всем знакомы вопросы ребенку: «Ты кем будешь, когда вырастешь? Как дедушка врачом или как папа полицейским?». Ребенку, предлагают выбрать образ будущего, ориентируясь на судьбы близких ему людей или выстроить свой;
  • еще один пример VISION и его мотивирующей силы – коммунизм.

Vision организации


Пример образа желаемого будущего.
VISION на 5 лет межрегиональной торгово-розничной компании.

  • Внедрение системы CRM.
  • Создание франшизы.
  • Создание двух логистических центров с автоматизированными складами.
  • Создание сервисных центров в каждом городе присутствия компании.
  • Внедрение обучения от поставщиков, обучения на корпоративном портале, кружков качества, профессиональных конкурсов.
  • Создание ассоциации, которая позволит получать более интересные условия от поставщиков при совместных закупках и проводить совместные маркетинговые исследования. Участники такого партнерства одинаково выигрывают между собой и значительно больше в сравнении с не членами ассоциации.


Об еще одном эффективном методе работы со стратегией читайте в статье SWOT-анализ.

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендации

Актуальное