Метод Метафора в организационной самодиагностике

Частые запросы руководителей к отделу управления персоналом или внешнему консультанту: поднять исполнительскую дисциплину, переработать оргструктуру управления, организовать аттестацию персонала. Почему возник тот или иной запрос? Потому что плохо выполняются поручения руководства, есть сопротивление персонала работать на общую цель и т.д. И далее два варианта: либо мы бросаемся выполнять поручения, либо начинаем разбираться, какие есть еще проблемы, какие из них ключевые, как они влияют на обозначенную руководителем ситуацию и каков лучший способ их решения.
Как выявить проблемы компании? Для этого нужно провести оргдиагностику. Ценность оргдиагностики в том, что она:
•    даст новую информацию, которую не видно «замыленным» взглядом изнутри;
•    позволит найти основополагающую проблему, на которую завязаны другие проблемы.

Этапы и методы организационной диагностики

•    Самодиагностика (методы: Метафора, Крестовина, работа со схемой жизненного цикла, работа с управленческими ошибками, работа с оргпатологиями).
•    Диагностическое интервью.
•    Анализ управленческих решений (группировка, оценка управляемости организации, определение стиля управления).
•    Диагностическое наблюдение.


Рассмотрим метод Метафора, используемый на этапе самодиагностики. Как правило, руководителю интересно увидеть фирму глазами персонала с помощью такого необычного метода. Возможное число участников: 15-20 человек, что позволит получить соответствующее число взглядов. Задача персонала – изобразить на листе A4 образ компании, каким они её видят.

Психологический анализ изображений.

Анализ изображений - сцена работы сотрудников


1. Сцена работы сотрудника.
Погруженность во внутреннюю жизнь организации, надо — значит надо, сниженная внешняя активность.

Анализ изображений - муравейник или улей


2. Муравейник / улей.
В компании всегда кипит работа. Работа строится по определенным правилам, на благо общего дела. Есть возможность обращаться к коллегам за помощью, искать их поддержки. Коллектив воспринимается, как большая семья, а в семье можно вести себя по-разному.

Анализ изображений - дерево


3. Дерево.
Наличие плодов свидетельствует о стремлении к результатам и достижению целей. Ветви яблони направлены вверх – это признак оптимистичного настроя. Стволы расширяются к низу – поиск устойчивой позиции внутри организации. Листва дерева – зеленая, но уже проглядывают желтые листья, что говорит о только начавшемся периоде увядания.

Анализ изображений - одуванчик


4. Одуванчик.
На рисунке изображен желтый одуванчик. Одно из соцветий уже отцвело. Соцветия наклонены влево. Сотрудник бессознательно хочет вернуться на прошлый жизненный цикл компании, где ему было комфортно и спокойно. То, что происходит сейчас – вызывает беспокойство и опасение.

Анализ изображений - руководитель


5. Человек с пятью руками везет на санках людей.
Санки в данном случае – символ компании. Везет санки руководитель. У руководителя пять рук – он всё тянет на себе. Он обеспечивает наилучшие результаты работы организации. Это самый ценный человек в компании. Люди, которые едут в санях, очень довольны таким положением дел. Им очень удобно и комфортно. На их лицах – улыбка, их всё устраивает. Коллектив инертен. Инициативы, ноу-хау, инсайтов ни от кого не будет. Зачем? Только себе жизнь усложнять! Руководитель везет сани справа налево. То есть подсознательно человек хочет вернуться на прошлый этап жизненного цикла компании. Возможно, это ностальгия по прошлому времени, где было больше продаж, выше прибыли, выше зарплата. Этот человек погружен в свои воспоминания, и прошлое служит для него ориентиром.

Анализ изображений - дворец с прудом


6. Дворец с прудом.
У сотрудника ощущение монументальности, неподвижности, отсутствие развития компании. Достиг потолка, некуда и незачем расти дальше.


В целом изображения позитивные, всех все устраивает.


Ни на одном рисунке нет клиента! 

Сотрудники живут в организации с собой и для себя, используют компанию для себя, для своего комфорта — принадлежности к группе, для общения, для проявления своих потребностей, получения заработной платы и прочих своих выгод. В компаниях с прописанными стандартами обслуживания, технологией продаж, регулярной оценкой клиентского сервиса – такого не происходит.


Компания с этапа развития вошла в начальную стадию старения! 

Организация все больше ориентируется на своё прошлое. Во многих компаниях пропускают начальную стадию «старения», не замечая процесса инволюции, так как этот процесс плавный и может быть сильно растянут во времени, но на определенном этапе этот процесс становится необратимым. Руководству любой компании важно двигаться вперед, отслеживать предпосылки стадии «старения», для того, чтобы вовремя реагировать и предпринимать своевременные действия для выведения компании из этой стадии и продления «золотого века» организации.
При использовании других методов организационной самодиагностики, диагностическом интервью и анализе управленческой деятельности сопоставляйте их результаты с полученными. Все это позволит сделать верные выводы о корневых проблемах и способах их решения.


Успехов!

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендации

Актуальное