Как проводить мозговой штурм

Как проводить мозговой штурм


Методика мозговой штурм

Алекс Осборн количество идей переходит в качество

Метод мозгового штурма заключается в поиске нестандартных решений проблемы в ходе групповой работы, где процесс генерации идей и их оценка разделены по времени или между группами людей (генераторы идей и критики).

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

•    решение производственных / научно-технических задач (поиск способов усовершенствования продукта, снижения затрат на его производство и т.д.);
•    поиск новых способов продвижение товара, увеличения продаж;
•    поиск эффективных управленческих решений (повышение мотивации персонала, увеличения производительности труда, снижение времени простоев и т.д.);
•    решение творческих задач (организация праздников, создание рекламных продуктов и т.д.);
•    тренинги развития креативного мышления, тренинги решения проблем;
•    поиск вариантов поведения в нестандартных / сложных ситуациях;
•    мозговой штурм как метод обучения применяется в образовательном процессе с целью самостоятельного исследования определенной области знаний.
В чем преимущество метода мозгового штурма:
•    генерация большого числа идей, свежий взгляд на проблему;
•    отсутствие необходимости предварительного обучения участников (кроме модератора);
•    отсутствие требований к опыту и образованию участников;
•    сплочение коллектива;
•    формирование у участников навыка позитивной критики;
•    развитие у участников гибкости мышления, критичности, воображения, творческих способностей;
•    незначительные временные (от 10-ти минут до 3-х часов) и финансовые затраты на проведение;
•    наиболее эффективен на начальном этапе решения задачи.
Недостатки метода:
•    нет гарантии нахождения подходящего решения.

ПРОЦЕДУРА

Классическая структура мозгового штурма состоит из этапов:
1. Подготовительный этап.
1.1. Четка формулировка проблемы (как сейчас – как должно быть).
1.2. Сбор и систематизация материала о проблеме.
1.3. Подбор участников. Оптимальная численность групп генераторов идей: 7+/- 2 человека, критиков: 3-5 человек. При выборе генераторов идей нельзя ограничиваться только людьми, непосредственно занимающихся проблемой. Например, при решении вопроса «как увеличить продажи», группа генераторов идей должна включать не только маркетологов и сотрудников фронт-офиса, но и тех, кто занят производственным процессом и т.д. В группу критиков входят специалисты, с высоким уровнем компетентности в данной проблематике.
1.4. Организация пространства. Обсуждение, как правило, проходит в круге. Участникам могут быть предложены: чай, кофе, 50 грамм коньяка. Желательно иметь 1-2 доски для записи идей или осуществлять с согласия участников аудио/видео запись. При аудиозаписи возможно проведение этапа генерации идей в темноте (лайфхак Игоря Манна).
1.5. Введение.
Модератор:
•    информирует участников о сути и этапах методики;
•    озвучивает и записывает на доску тему и цель обсуждения;
•    проговаривает время на генерацию и оценку идей;
•    назначает человека, который будет вести запись всех идей.
1.6. «Разогрев», настрой на работу с помощью интеллектуальной разминки или психологического упражнения.
2. Этап генерации идей.
Правила выдвижения идей, которые модератор озвучивает группе генераторов. Данные правила позволяют не сбиться с темпа работы, не убить мотивацию выдвижения альтернатив.
•    Запрет оценки идей / критики. Этот запрет касается как своих, так и чужих идей. Как вербальных, так и невербальных реакций;
•    запрет обоснования идей;
•    важно назвать как можно больше идей. Приоритет количества над качеством;
•    приветствуются все идеи, в т том числе: абсурдные, несуразные, фантастические, бредовые, неосуществимые, поскольку такие идеи могут стать основой для других идей;
•    приветствуется комбинирование идей: их можно видоизменять, улучшать, объединять, дополнять;
•    поскольку каждая идея может стать основой для другой идеи, все идеи становятся обезличенными и признаются итогом коллективного творчества, лишаются персонального авторства;
•    все идеи фиксируются (на доске / на отдельных карточках: одна идея – одна карточка).
Приемы активизации мышления участников.
•    Чтение вслух уже предложенных идей;
•    комбинация имеющихся идей;
•    поиск «национальных решений» (как бы поступили рациональные американцы / трудолюбивые китайцы / эмоциональные испанцы / педантичные немцы / расчетливые евреи и т.д.);
•    поиск «временнЫх» решений (как бы эту проблемы решили потоки через 20 / 50 / 100 лет);
•    «наоборот»: изменение последовательности действий, частей;
•    поиск ассоциаций с предметом обсуждения, символических аналогий;
•    прямая аналогия, когда рассматриваемый объект сравнивается с аналогом в природе /технике и т.д.;
•    поиск самой дикой идеи – настолько дикой, что если бы она была озвучена в реальных условиях, руководитель бы немедленно уволил её автора;
•    связь предмета обсуждения с новостями в СМИ.
3. Этап анализа идей.
Варианты реализации этапа.
•    Оценку осуществляет другая группа участников (критиков). Это более предпочтительный вариант для решения производственных задач.
•    Оценка вариантов ведется той же группой. При решении учебных задач отбор идей может идти сразу же, после небольшого перерыва и какого-нибудь психогимнастического упражнения. При решении другого рода задач отбор идей лучше проводить через 1-2 дня.
Правила анализа идей, которые модератор озвучивает группе критиков.
•    Каждая идея должна быть рассмотрена так, как будто она единственная;
•    в каждой идее нужно найти рациональное зерно;
•    оцениваются все идеи, нельзя отбросить ни одну из идей;
•    можно развивать идеи и предлагать новые.
3.1. Все идеи зачитываются модератором. Исключаются повторяющиеся варианты. В режиме групповой дискуссии уточняются формулировки идей, при необходимости идеи переформулируются в научных терминах. Далее идеи группируются по методу решения проблемы.
3.2. Оценка каждой идеи по критериям (их лучше записать на доске). Примеры критериев:

Критерии оценки

Идея 1

Идея 2

Идея 3

Идея 4

Идея n

Возможность реализации

 

 

 

 

 

Вероятность достижения ожидаемого результата

 

 

 

 

 

Бюджет реализации

 

 

 

 

 

Срок реализации

 

 

 

 

 

Ожидаемый экономический эффект

 

 

 

 

 

Другое

 

 

 

 

 

Для оценки идей традиционно используются 3х, 5-ти или 7-ми балльные шкалы.
3.3. Ранжирование идей и выбор наиболее перспективных.
4. Этап обобщения результатов.
4.1. Подведение итогов мозгового штурма. Определение этапов выполнения работ по внедрению идей, графика исполнения, ответственных лиц и т.д.
4.2. Доведение итогов мозгового штурма до всех участников (особенно это важно при разделении группы на генераторов идей и критиков). Если мозговой штурм использовался в целях обучения – теоретическое обоснование новых знаний.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ ПРИМЕРЫ СИТУАЦИЙ
Неким примером генерации идей можно считать поиск ответа на вопросы в популярных играх, например «Что? Где? Когда?». А также поиск выхода из сложной ситуации, например, в фильме «Дрейф» 2006 года, по сюжету которого компания друзей, прыгнув в открытое море с яхты с целью искупаться, не может попасть обратно на борт, поскольку забыли опустить трап. Их многочисленные попытки разными способами забраться на яхту – пример генерации идей.
Метод мозгового штурма пример компаний.
1. Поиск способов увеличения продаж.
1.1. Известный производитель зубной пасты обращался в маркетинговые агентства с целью увеличения продаж. Но высокий ценник исследований и отсутствие гарантии результата подтолкнули на поиск альтернатив методом мозгового штурма. В результате один из сотрудников, работающий на линии производства тюбиков предложил увеличить диаметр выходного отверстия тюбика. Благодаря этому потребители выдавливали на зубную щетку больше пасты, она быстрее заканчивалась и компания получила миллионную прибыль.
1.2. Популярный производитель ножей, долго сохраняющих остроту, продал огромное количество изделий. Но семьи, купившие такие ножи, не нуждались потом в покупке много лет, что привело к спаду продаж. Идея, предложенная на мозговом штурме одним из сотрудников, заключалась в изменении цвета рукоятки. Он был изменен с яркого на нейтральный. Из-за этого ножи стали теряться: в лесу, или случайно выбрасываться вместе с картофельными очистками. Это привело к росту продаж.
2. Поиск способов победить конкурента в бизнесе.
Два справочника организаций много лет вели конкурентную борьбу друг с другом, тратя огромные средства на продвижение, но всегда оставались примерно наравне. Прием мозговой штурм, использованный в одной из компаний, позволил разорить конкурента. Дело в том, что оба справочника изначально были формата А4. И многие покупали оба издания. И, как правило, хранили их, положив один на другой. При этом из-за одинакового формата не имело значения, какой справочник лежит наверху, а какой внизу. На мозговом штурме была предложена идея уменьшить длину и ширину справочника (сделать его формата А5), что увеличит количество страниц, сделав его более толстым. При таком раскладе справочник A4 формата лежал у конечного потребителя внизу, а справочник А5 формата наверху. И закономерно почти всегда люди пользовались справочником А5, так как он лежал наверху. Потребители быстро поняли, что стали пользоваться только справочником А5 и перестали приобретать А4 справочник.
3. Пример поиска альтернатив дорогой перепланировки и капитальному ремонту.
В одном из многоэтажных отелей посетители постоянно жаловались, что очень долго ждать лифт. Ввод в эксплуатацию новых лифтов в данном здании стоил бы владельцам колоссальной суммы. В ходе мозгового штурма один из сотрудников отеля предложил установить в коридорах рядом с лифтами зеркала. Посетители, разглядывая в зеркале себя (или других клиентов отеля, стоящих рядом в ожидании лифта), не замечали время ожидания. Жалобы перестали поступать. А компании, покупка новых зеркал обошлась в несколько сот раз дешевле запуска новых лифтов.

Желаем блестящих идей!


Читайте также

Сервисы управления проектами и документами

ТОП-3 сервиса для автоматизации бизнес-процессов компании и политика внутрифирменной коммуникации

F.A.Q. для работодателя

Часто задаваемые вопросы: регистрация на сайте, управление вакансиями, отклики и работа с базой резюме

F.A.Q. для соискателя

Часто задаваемые вопросы: регистрация на сайте, управление резюме, работа с откликами