Пирамида Маслоу - потребности человека

Пирамида Маслоу - потребности человека


Пирамида Абрахама Маслоу

 

Самая известная теория мотивации «иерархическая теория потребностей» принадлежит Абрахаму Маслоу.
7 уровней пирамиды Маслоу объединяют следующие группы потребностей:
Базисные потребности – включают в себя физиологические потребности, а также потребности в безопасности, удовлетворение которых жизненно важно для человека.
Потребности в контакте – это потребности в социальных связях и внимании других людей.
Потребности в развитии – это потребности человека в развитии, творчестве, самоутверждении. Отличительная особенность этих потребностей в том, что эти потребности не насыщаемы. Чем более творческий человек, тем более важно для него заниматься этой деятельностью и творить еще.
Потребности замещают одна другую по принципу доминанты: высшие уровни потребностей актуализируется при удовлетворении всех предыдущих. Деятельность имеет направленность в сторону самой неудовлетворенной потребности.

7 уровней пирамиды  Маслоу

ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТИВАЦИИ

Треугольник Маслоу имеет ряд закономерностей.
• В ситуации неудовлетворенности базисных потребностей стремление их реализовать будет максимальным. Например, сильно голодный человек имеет первостепенную цель утолить голод.
• Базисные потребности будут выше в ситуации неудовлетворенности потребности в контакте. Одинокий человек, не имеющий достаточного уровня общения, получает особое удовольствие в материальных приобретениях, или начинает излишне беспокоиться о здоровье, или заедать психологический дискомфорт.
• Потребности в контакте будут выше в ситуации неудовлетворенности потребности в самоактуализации. Например, сотрудник не может самореализоваться в профессиональной деятельности, тогда у него появляется стремление компенсировать отсутствие творчества чрезмерной социальной активностью (вспомните Шуру, профсоюзную активистку из кинофильма «Служебный роман»).
Высшие мотивы самореализации и творчества становятся актуальными, когда удовлетворены базисные потребности и потребности в контакте.
Из правила есть исключения. Человек, увлеченной идеей, например, открытия и развития своего бизнеса может недосыпать, ограничиваться минимумом и вкладывать все в бизнес, часто не достаточно уделяя время своей семье (из-за этого на этапе зарождения и развития бизнеса часто рушатся семьи). Но чтобы получить хороший результат от наемного сотрудника, его зарплата должна позволять удовлетворять базисные потребности. Иначе получим сотрудника, который на работу пришел, но в рабочее время думает не про работу, а где денег заработать.
Поэтому, проводя собеседование при приеме, и слыша вопрос соискателя об уровне оплаты, необходимо четко рассказать структуру з/п и то, какие действия сотрудника будут премироваться. Привлечение персонала дружным коллективом и возможностью проявить себя в профессиональных конкурсах – это потребности уже другого уровня, которые станут актуальными только когда человек будет уверен в том, что сможет себя материально обеспечить.
Вовлеченность персонала как наивысший уровень мотивации, будет достигнут только на уровне личностных ценностей (см. IV и V уровни пирамиды). Но высшие потребности станут мотиваторами только при удовлетворении базовых потребностей. А значит, лучшими будут те компании, которые создадут для своих работников возможность удовлетворения потребностей каждого из пяти уровней. Именно они смогут привлекать и удерживать лучших и получать от таких сотрудников самый высокий результат и прибыль.

 


Читайте также

Организация и проведение совещаний

Совещания один из самых эффективных методов управления. Но при неправильном применении совещания становятся демотиватором. В статье рассмотрим виды, цели, специфику совещаний для розницы и оптовых отделов продаж

Объявление о вакансии образец

Создайте "продающее" объявление о вакансии, описав условия работы в компании по потребностям, выделенным в пирамиде А.Маслоу

Как найти сотрудника на работу бесплатно

Как найти сотрудника на работу бесплатно: секреты составления заявки на отбор, составления объявления о вакансии и скрипта разговора с соискателем, технология Executive Search, фишки, увеличивающие количество приходов на собеседование и «продажи» кандидатов руководителю